Настройки шрифта
1) Федеральный закон от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля»
2) Федеральный закон от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации»;
3) Закон Московской области от 25.04.2008 № 53/2008-ОЗ «О квотировании рабочих мест» (далее – Закон о квотировании).
1) Постановление Правительства Московской области от 29.12.2015 № 1371/49 «Об утверждении порядка проведения специальных мероприятий, способствующих повышению конкурентоспособности инвалидов на рынке труда Московской области»;
2) Распоряжение Комитета по труду и занятости населения Московской области от 27.04.2012 №21-р «О Порядке выдачи предписаний об устранении нарушений законодательства о квотировании рабочих мест для инвалидов на территории Московской области»;
3) Распоряжение Комитета по труду и занятости населения Московской области от 28.12.2012 №70-р «Об установлении минимального количества специальных рабочих мест для трудоустройства инвалидов»;
4) Распоряжение Комитета по труду и занятости населения Московской области от 01.08.2012 N 33-р «Об утверждении Административного регламента исполнения государственной функции надзора и контроля за приемом на работу инвалидов в пределах установленной квоты на территории Московской области»;
5) Распоряжение Комитета по труду и занятости населения Московской области от 25.02.2013 № 17-р «Об утверждении Административного регламента Комитета по труду и занятости населения Московской области исполнения государственной функции осуществления контроля за приемом на работу в пределах установленной квоты категорий граждан, определенных законом Московской области»;
6) Распоряжение Комитета по труду и занятости населения Московской области от 15.05.2014 № РВ-23 «О предоставлении информации о локальных нормативных актах, содержащих сведения о созданных или выделенных рабочих местах для трудоустройства инвалидов в соответствии с установленной квотой»;
7) Распоряжение Комитета по труду и занятости населения Московской области от 16.05.2014 № РВ-24 «О квотировании рабочих мест».
Квотирование рабочих мест — выделение рабочих мест для трудоустройства определенных в статье 3 Закона о квотировании категорий граждан, испытывающих трудности в поиске работы, в процентах от среднесписочной численности работников в соответствии с установленной квотой.
Квотирование рабочих мест осуществляется для трудоустройства следующих категорий граждан испытывающих трудности в поиске работы:
Обязанность по осуществлению квотирования рабочих мест возлагается на работодателей т.е. организации любой организационно-правовой формы и формы собственности, индивидуальных предпринимателей, осуществляющих деятельность на территории Московской области.
Исключение: освобождаются от соблюдения установленной квоты общественные объединения инвалидов и образованные ими организации, в том числе хозяйственные товарищества и общества, уставный (складочный) капитал которых состоит из вклада общественного объединения инвалидов.
Для выполнения квоты работодатель должен создать (выделить) определенное количество рабочих мест в зависимости от среднесписочной численности работников, для граждан, испытывающих трудности в поиске работы.
Определение размера квоты
Численность работников организации |
Категории граждан, испытывающих трудности в поиске работы |
Устанавливаемая квота |
Примечание |
не менее 35 человек и не более 100 человек |
инвалиды |
1% |
При расчете количества квотируемых рабочих мест округление их числа производится в сторону увеличения до целого значения |
более 100 человек |
инвалиды |
2% |
При расчете количества квотируемых рабочих мест округление их числа производится в сторону уменьшения до целого значения |
категории граждан, определенные в статье 3 Закона о квотировании, за исключением инвалидов |
1% |
Квота считается выполненной, если на созданных (выделенных) рабочих местах уже работают граждане, испытывающие трудности в поиске работы, или данные (квотируемые) рабочие места вакантны для трудоустройства указанных граждан
Работодатели, имеющие филиалы, представительства, обособленные структурные подразделения, расположенные вне их места нахождения (вне территории муниципального образования), квотируют рабочие места и предоставляют информацию о квотировании в центры занятости населения по месту своего нахождения без учета численности работников и инвалидов, работающих в филиалах, представительствах и обособленных структурных подразделениях.
Филиалы, представительства, обособленные структурные подразделения работодателей квотируют рабочие места и предоставляют информацию о квотировании в центры занятости населения по месту своего нахождения (в центр занятости населения, обслуживающий муниципальное образование, на территории которого находится филиал, представительство, обособленное структурное подразделение).
Примечание: Смысл указанной нормы заключается в том, что создаваемые квотируемые рабочие места для трудоустройства инвалидов должны быть максимально приближены к их месту жительства.
При исчислении квоты для приема на работу инвалидов в среднесписочную численность работников не включаются работники, условия труда которых отнесены к вредным и (или) опасным условиям труда по результатам аттестации рабочих мест по условиям труда или результатам специальной оценки условий труда.
Если на рабочем месте с вредными и (или) опасными условиями труда работники работают в несколько смен, то все они исключаются из среднесписочной численности работников для исчисления квоты.
У работодателей, имеющих среднесписочную численность работников свыше 100 человек возникает обязанность по созданию специальных рабочих мест для трудоустройства инвалидов. Специальные рабочие места для трудоустройства инвалидов — рабочие места, требующие дополнительных мер по организации труда, включая адаптацию основного и вспомогательного оборудования, технического и организационного оснащения, дополнительного оснащения и обеспечения техническими приспособлениями с учетом индивидуальных возможностей инвалидов.
Устанавливаемое количество создаваемых специальных рабочих мест для трудоустройства инвалидо
Численность работников |
Количество создаваемых специальных рабочих мест |
от 101 до 500 человек |
1 |
от 501 до 1000 человек |
2 |
более 1000 человек |
3 |
Работодатели обязаны представлять в государственные казенные учреждения Московской области центры занятости населения обслуживающие муниципальные образования, где работодателем осуществляется квотирование рабочих мест:
Информация о квотировании рабочих мест предоставляется работодателями по формам, определенным распоряжением Комитета по труду и занятости населения Московской области от 15.05.2014 № РВ-23 «О предоставлении информации о локальных нормативных актах, содержащих сведения о созданных или выделенных рабочих местах для трудоустройства инвалидов в соответствии с установленной квотой» и распоряжением Комитета по труду и занятости населения Московской области от 16.05.2014 № РВ-24 «О квотировании рабочих мест».
Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях установлена ответственность за неисполнение обязанности по созданию или выделению рабочих мест для трудоустройства инвалидов и непредставление сведений о квотировании рабочих мест.
Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях
Статья 5.42. Нарушение прав инвалидов в области трудоустройства и занятости
влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от пяти тысяч до десяти тысяч рублей.
влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от пяти тысяч до десяти тысяч рублей.
Статья 19.7. Непредставление сведений (информации)
Непредставление или несвоевременное представление в государственный орган (должностному лицу), орган (должностному лицу), осуществляющий (осуществляющему) государственный контроль (надзор), государственный финансовый контроль, организацию, уполномоченную в соответствии с федеральными законами на осуществление государственного надзора (должностному лицу), орган (должностному лицу), осуществляющий (осуществляющему) муниципальный контроль, муниципальный финансовый контроль, сведений (информации), представление которых предусмотрено законом и необходимо для осуществления этим органом (должностным лицом) его законной деятельности, либо представление в государственный орган (должностному лицу), орган (должностному лицу), осуществляющий (осуществляющему) государственный контроль (надзор), государственный финансовый контроль, организацию, уполномоченную в соответствии с федеральными законами на осуществление государственного надзора (должностному лицу), орган (должностному лицу), осуществляющий (осуществляющему) муниципальный контроль, муниципальный финансовый контроль, таких сведений (информации) в неполном объеме или в искаженном виде, за исключением случаев, предусмотренных статьей 6.16, частью 2 статьи 6.31, частями 1, 2 и 4 статьи 8.28.1, статьей 8.32.1, частью 5 статьи 14.5, частью 2 статьи 6.31, частью 4 статьи 14.28, частью 1 статьи 14.46.2, статьями 19.7.1, 19.7.2, 19.7.2-1, 19.7.3, 19.7.5, 19.7.5-1, 19.7.5-2, 19.7.7, 19.7.8, 19.7.9, 19.7.12, 19.7.13, 19.8, 19.8.3 настоящего Кодекса, —
влечет предупреждение или наложение административного штрафа на граждан в размере от ста до трехсот рублей; на должностных лиц — от трехсот до пятисот рублей; на юридических лиц — от трех тысяч до пяти тысяч рублей.
Примечание: На рассмотрении в Московской областной думе находится законопроект о внесении изменений в Кодекс Московской области об административных правонарушениях, устанавливающий ответственность работодателей за неисполнение обязанности по квотированию рабочих мест для трудоустройства граждан, испытывающих трудности в поиске работы (штраф 30 – 50 тыс.руб.).