143300, г. Наро-Фоминск, ул. Маршала Жукова Г.К., д. 2 | E-mail: admnf@mosreg.ru | 6+
Порталы ПодмосковьяПрезидент России Владимир Путин подчеркивает необходимость решительной борьбы с коррупцией и нацеливает на это все правоохранительные и контролирующие органы. От контрольных органов требуется обеспечить качественный и своевременный анализ результативности расходования бюджетных средств. При этом важнейшими приоритетами работы остаются устранение системных причин коррупции и повышение прозрачности бюджетно-финансовой системы. О том, как эта работа проводится Контрольно-счетной палатой Наро-Фоминского городского округа – в интервью ее председателя Елены Синенко.
Елена Митрофановна, отчет о работе Контрольно-счетной палаты Наро-Фоминского городского округа в 2018 году уже был обнародован в местном Совете депутатов. Поделитесь, пожалуйста, основными ее итогами?
Е.С.: Основная деятельность контрольно-счетных органов осуществляется посредством проведения контрольных и экспертно-аналитических мероприятий.
В 2018 году Контрольно-счетной палатой проведено 31 мероприятие на 23 объектах. Проверен объем бюджетных средств в сумме более 1 млрд. 440 млн. рублей — более чем в 3 раза превышает объем проверенных в 2017 году средств.
В деятельности 22-х проверенных муниципальных организаций выявлены 72 нарушения на общую сумму более 38 млн. рублей.
Недопоступило в бюджет округа более 9 млн. рублей вследствие неприменения к недобросовестным контрагентам мер материальной ответственности. Избыточные бюджетные расходы составили 19 млн. рублей.
По всем фактам нарушений КСП приняты меры реагирования: руководителям проверенных организаций направлены предписание и 12 представлений, 16 информационных писем, составлены 6 административных протоколов.
В результате в бюджет возмещено более 11 млн. рублей. Привлечены к дисциплинарной ответственности и лишены премии 35 руководителей и работников, 6 человек привлечены к материальной ответственности в связи с причинением материального ущерба, три должностных лица и муниципальное казенное учреждение оштрафованы судом за административные правонарушения. Общая сумма штрафов составила более 85 тыс. рублей.
— Т.е. можно сказать, что главная задача КСП — стоять на страже бюджетного рубля? Какова сегодня территория ответственности КСП?
Е.С.: Главная задача КСП – осуществлять контроль за законностью использования бюджетных средств и муниципального имущества, не допускать нецелевых расходов бюджета и утраты имущества, в случае нарушений – принимать предусмотренные законом меры.
КСП осуществляет полномочия, установленные федеральными законами и Положением о КСП. В настоящее время таких полномочий 17.
Вкратце – это контроль за исполнением бюджета; за законностью, результативностью (эффективностью и экономностью) использования средств бюджета; за соблюдением установленного порядка управления и распоряжения муниципальным имуществом; за соблюдением бюджетного законодательства; за достоверностью и полнотой бюджетной отчетности; аудит в сфере закупок товаров, работ, услуг и другие.
КСП вправе проверять органы местного самоуправления, муниципальные учреждения, муниципальные унитарные предприятия, иных юридических лиц и физических лиц, которые получили бюджетные средства или муниципальное имущество.
— Судя по тому, что сегодня во всех ключевых отраслях городского округа задействованы бюджетные средства, работы, видимо, много. Можете назвать наиболее частые нарушения и резонансные проверки?
Е.С.: Наиболее частые нарушения, выявленные в 2018 году, связаны с завышением объемов и стоимости выполненных ремонтных работ, с завышением расчетов по оплате труда работников муниципальных учреждений.
Причем распространены как переплаты по зарплате, так и недоплаты в учреждениях сферы спортивной подготовки, культуры, образования.
Самым громким результатом закончилась проверка в одной из школ спортивной подготовки. Выявлена переплата зарплаты группе работников в течение 1,5 лет на сумму более 1,7 млн. рублей. Материальный ущерб виновными лицами погашен в полном объеме, руководитель уволен, материалы переданы в правоохранительные органы.
— Т.е. для КСП нет важных или второстепенных проверок… Как происходит планирование деятельности Контрольно-счетной палаты?
Е.С.: КСП самостоятельно планирует свою деятельность согласно федеральному закону. Ежегодно формируется план контрольных и экспертно-аналитических мероприятий, который размещен в открытом доступе на официальном сайте органов местного самоуправления Наро-Фоминского городского округа на странице КСП.
В течение года в план могут включаться дополнительные мероприятия: по запросам и предложениям Главы округа, по решениям Совета депутатов, по поручениям прокуратуры – в обязательном порядке.
В иных случаях решения принимаются с учетом нагрузки работников КСП и обязательно доводятся до заинтересованных лиц. В 2018 году КСП провела проверки по трем обращениям граждан.
Ежегодно отчет о выполнении плана КСП рассматривается Советом депутатов.
— С чем все-таки связано большинство нарушений законодательства о бюджете — с финансовой и юридической неграмотностью или корыстной заинтересованностью отдельных лиц?
Е.С.: Установление корыстной или иной личной заинтересованности должностных лиц при использовании бюджетных средств или муниципального имущества как мотив правонарушения не относятся к компетенции КСП.
Согласно федеральному закону обязанность КСП – направить материалы проверки в правоохранительные органы в случае установления признаков коррупционного правонарушения или уголовного деяния.
По нашему мнению, большинство нарушений в сфере бюджетного законодательства вызвано профессиональной некомпетентностью работников в вопросах права и финансов, недобросовестным отношением к должностным обязанностям.
— Какие выводы позволяет сделать Ваш опыт работы о том, насколько успешно развивается система контроля расходования бюджетных средств на муниципальном уровне. Есть ли здесь положительная динамика и какой цели хотелось бы достичь?
— Е.С.: Федеральный закон «Об общих принципах организации и деятельности контрольно-счетных органов субъектов РФ и муниципальных образований» был принят в конце 2011 года. И уже в апреле 2012 года Советом депутатов муниципального района принято решение о создании единой КСП для органов местного самоуправления района и поселений. В августе началась основная деятельность КСП, которая продолжается и в настоящее время.
В начале нашей профессиональной деятельности отсутствовала на областном уровне нормативная и правовая база, достаточная и понятная для применения. Поэтому опыт нарабатывали самостоятельно.
Теперь работа идет по единым стандартам, при методическом сопровождении КСП Московской области, в едином правовом поле.
Система муниципального внешнего финансового контроля в Московской области успешно развивается. Московская область является лидером среди субъектов по созданию муниципальных ксо и качеству проводимых мероприятий.
— Какие задачи стоят перед КСП НФГО в нынешнем году?
Е.С.: В текущем году задачи КСП не изменились: добиваться от получателей бюджетных средств и муниципальных учреждений экономного (результативного) использования средств бюджета и муниципального имущества.
— Кроме разных проверок к полномочиям КСП относится анализ бюджета. Какой совет вы могли бы дать тем, кто его формирует и исполняет?
— КСП ежеквартально анализирует процесс и результаты исполнения бюджета, выявляет негативные тенденции и факторы, влияющие на невыполнение плановых бюджетных назначений, доводит результаты до Главы и Совета депутатов городского округа.
Кроме того, по всем поправкам в бюджет КСП проводит финансово-экономическую экспертизу.
КСП анализирует муниципальные правовые акты по вопросам бюджетных правоотношений. В 2018 году нами направлены 13 предложений о принятии новых и внесении изменений в действующие правовые акты, регулирующие вопросы учета, управления и распоряжения муниципальным имуществом, установления заработной платы, расчета субсидий на финансовое обеспечение выполнения муниципального задания муниципальными учреждениями и иные. В 2018 году объектами контроля приняты и обновлены 9 правовых актов.
Рекомендации КСП: при формировании бюджета – серьезно отрабатывать финансово-экономические обоснования-расчеты будущих плановых назначений; при исполнении бюджета в сложной экономической ситуации необходимо определить приоритеты расходов и работать в этом направлении.
Беседовал Владимир Шакулов