Подписка на новости

 

Как часто вы хотите получать рассылку?

Какие материалы вам интересны?

 

 
 
A
A
A

Цвет сайта

A
A

Настройки

Обычная версия

Настройки шрифта

Выберите шрифт:
Arial
Times New Roman
Интервал между буквами:
Стандартный
Средний
Большой

Администрация Наро-Фоминского городского округа
Московской области

История школ в архивах. Сороковые-семидесятые годы ХХ века

14 сентября 2020 Просмотров: 836

История школ в архивах.

Сороковые — семидесятые годы ХХ века.

На начальном этапе Великой Отечественной войны 1941 — 1945 гг. наш город стал рубежным на подступах к Москве. События октября-декабря 1941 года, а именно в это время проходили жесточайшие бои за город, вошли в историю примером героизма и мужества. Наро-Фоминск был разрушен. Пострадали многие здания, в том числе и школы. Архивные документы, которые находились в здании Горсовета, были сожжены немцами. В связи с этим довоенные документальные источники в нашем архиве отсутствуют. Изучать историю мы можем только по документам, которые датируются с октября 1941 года: решения и протоколы сессий исполкома Наро-Фоминского горсовета и исполкома Наро-Фоминского райсовета, отчеты Наро-Фоминского отдела народного образования, приказы по личному составу и расчётно-платёжные ведомости о начислении зарплаты сотрудникам.

После освобождения города задача восстановления школ и возобновления учебного процесса в них была одной из первоочередных. «В условиях Отечественной войны выполнение закона всеобуча является одной из основных задач Советов и народного образования. Забота о детях, об их обучении и воспитании приобретает исключительное значение»— это строки из протокола 16-й сессии Наро-Фоминского горсовета, которая проходила 8 июля 1942 года. Рассматривая вопрос о подготовке к учебному году, депутаты отмечали, что в результате бомбёжек города и боевых действий, проходивших на его территории, здания школ были полуразрушены. Первостепенным было следующее: ремонт школ (он затягивался из-за нехватки стройматериалов и рабочих рук), укомплектование педагогическими кадрами, обеспечение учителей жильем, обеспечение кабинетов учебными пособиями, учебниками и тетрадями. Серьезное внимание уделялось заготовке дров для отопления школьных помещений. Требовалось изготовить школьный инвентарь: столы, парты, шкафы.

 Наро-Фоминский горсовет ходатайствовал перед Мособлисполкомом об освобождении зданий школ №2, №1, №9, №4, которые временно использовались не для учебных целей.   Директорами школ уточнялись списки всех детей школьного возраста. Осенью 1942 года за парты должны были сесть 2500 учеников.

  Одним из пунктов решения сессии горсовета был следующий:       

«Предложить зав. РОНО провести подготовительную работу к обеспечению во всех школах к началу нового учебного года горячих завтраков для учащихся, заготовить необходимое количество овощей, обеспечить сбор грибов и ягод». (1)   5 августа 1942 г. на заседании исполкома Наро-Фоминского горсовета обсуждалось создание юннатской станции. Станция юннатов прикреплялась к школе № 3, в помещении которой ей выделялось две комнаты. Она организовывалась в помощь воспитательной и учебной работе со школьниками, которые, как предполагалось, будут проводить «практическую деятельность под руководством своих учителей по естествознанию, агротехнике и географии». Планировалось отремонтировать парники и теплицу, организовать охрану инвентаря и материальной базы юннатской станции.

   Шёл 1944 год. Ещё гремела война. Все усилия наро-фоминцев были направлены на восстановление города. Школы в спешном порядке ремонтировались, снабжались топливом, из них выселяли эвакуированных. Была очищена 1-я Советская школа, которую немцы превратили в конюшню. Без промедления собирались учебники, уцелевшие книги. Вне плана удалось восстановить школу №8, отремонтировать 300 парт. Учебный год был начат организовано, с охватом 1965 человек (1 — 4 классы). В начальных школах №10 и № 6 из-за недостатка школьных помещений дети учились в три смены. Эти данные приведены в докладе заведующего РОНО, который выступил на 26-й сессии Наро-Фоминского горсовета, проходившей 29 сентября 1944 года. (2) Депутаты обсуждали начало учебного года в городе и отмечали, что школы, в основном, к занятиям готовы. Многих беспокоил тот факт, что в результате плохо организованной работы по подготовке детской обуви и одежды с первых дней учёбы не посещают школу 41 человек. Многие дети приходят на уроки в вязаных чунях и тапках. Учителя плохо обеспечены квартирами, живут в учительских кабинетах, в разрушенных и не пригодных для жилья домах. (3) Заботило депутатов и то, чем занимались дети во внеурочное время. В 1944 году был организован и начал свою работу Дом пионеров. В нём функционировали различные кружки: кройки и шитья, юного техника, военно-физкультурный и другие. Недоставало тканей, ниток и других материалов, но у детей было огромное желание создавать что-то своими руками. Война отобрала у них радостное детство.

 «Из детства грубо вырваны страницы…», — так написала в своём стихотворении жительница Наро-Фоминска В. Сидорова. Взрослые понимали, что наладить мирную жизнь — это, в первую очередь, дать возможность детям получать знания в школьных стенах и интересно проводить досуг.

По архивным данным Наро-Фоминского ЦСУ за 1948 г.  на балансе Наро-Фоминского ГОРОНО находились следующие здания школ: №7 (ул. Каляева), №3 (Ташировское шоссе), №8 (ул. 12 Декабря), №6 (ул. Урицкого), №2 (2-й Володарский пер.), №9 (военный городок). (4)

         В послевоенный период советская система народного образования получила дальнейшее развитие. В кратчайший срок страна справилась с трудностями, оставленными войной.   К концу 50-х годов 20 века в стране были созданы предпосылки для дальнейшего повышения уровня всеобщего обязательного обучения. Укреплялась школьная материальная база. Так, в 1957 году в Наро-Фоминске введены в эксплуатацию вновь выстроенные средние школы №1 и №4. Всего в районе в 1957 году было 54 школы: 31 начальная школа, 13 семилетних, 10 средних.

В соответствии с Законом СССР от 24.12.1958 г. «Об укреплении связи школы с жизнью и о дальнейшем развитии системы народного образования в СССР» в стране вместо всеобщеобязательного семилетнего образования вводилось всеобщеобязательное восьмилетнее образование.

          Среди документов 50-х годов в архиве обнаружен ряд документов, которые отражают историю развития народного образования в нашем районе.  Например, некоторые документы по истории школы №6 г. Наро-Фоминска. Это решение исполкома Наро-Фоминского горсовета № 419 от 20 марта 1956г. «О реорганизации начальной школы № 6 г. Наро-Фоминска в семилетнюю». В решении № 4 от 6 января 1959 г. «О состоянии учебно-воспитательной работы в семилетней школе № 6» отмечалось то, что по результатам проверки школы обнаружены нарушения в ведении учебного процесса. Решение № 221 от 21 апреля 1959 г. «О прирезке земельной площади к участку школы № 6» принималось в связи с тем, что в школе планировалась организация кролиководческой фермы, было решено прирезать к школьному участку территорию 0,12 га по улице Урицкого. (5)      

По состоянию на июнь 1960 года в Наро-Фоминске насчитывалось 10 школ: средние школы №1, №3, №4, №5, №7, семилетние №6, №8, №9, начальные № 2 и №10.          (6)

В Программе КПСС, принятой на XXII съезде партии (1961 г.), была выдвинута задача осуществления всеобщего среднего образования. В решении исполкома Наро-Фоминского райсовета № 926 от 27 декабря 1961 г. «О завершении в районе реорганизации семилетних школ в восьмилетние и средние в десятилетние и одиннадцатилетние» имеются сведения, что в 1961-1962 учебном году в Наро-Фоминском районе работало: 8 одиннадцатилетних, 5 десятилетних, 15 восьмилетних и 9 семилетних школ. В этом же решении указано, что, в связи с завершением реорганизации школ, семилетняя школа № 6 г. Наро-Фоминска была реорганизована в восьмилетнюю. (7)  В 1970 году малокомплектная начальная школа №10 в связи с малой наполняемостью классов была закрыта, учащиеся переданы в начальную школу №2.

         На XXIV съезде КПСС (1971г.) отмечалось, что в стране удалось значительно поднять образовательный и культурный уровень населения, провести подготовку к введению всеобщего обязательного среднего образования. А пять лет спустя, на XXV съезде КПСС (1976г.) было сообщено, что одним из достижений девятой пятилетки является «завершение в основном перехода ко всеобщему среднему образованию молодёжи».
         Конституция СССР, принятая в октябре 1977г., законодательно закрепила в статье 45 введение всеобщего обязательного среднего образования молодёжи. Реализация этого принципа долгие годы обеспечивалась бесплатностью всех видов образования, бесплатной выдачей школьных учебников, расширением сети школ разных видов, введением в сельской местности бесплатного проезда в школы на всех видах транспорта, обеспечением организованного подвоза к ним учащихся, строительством пришкольных интернатов и рядом других мер. Всё это помогало детям и молодёжи реализовать право на образование и выполнить требование общества об обязательном среднем всеобуче как основы для дальнейшего специального образования и приобретения квалификации, соответствующей требованиям научно-технического прогресса, их личным склонностям и устремлениям.

         Последующие перестроечные годы существенно изменили общую социально-экономическую обстановку в стране. Это не могло не отразиться на системе народного образования. Сегодня, спустя несколько десятилетий мы видим, что образовательные учреждения подвергаются всевозможным экспериментам. Стал иным подход к обучению. Выросло новое поколение, жизненная мотивация которого отличается от той, которая была у молодёжи в советское время. Остается неизменным только то, что образование, школа — это фундаментальные понятия для общества, а звание Учитель — почётно, ответственно и уважаемо. 

Наталья Хорошева

сотрудник архива

 

Источники:

1.Наро-Фоминский архив.Ф.82.Оп.1.Д.1.Л.15

2.То же.Ф.82.Оп.1.Д.6.Л.5

3.То же. Ф 71.Оп.1.Д.22.Л.99

4.То же.Ф.72.Оп.1.Д.35.Л.52

5.То же. Ф.82.Оп.1Д.113.Л.74

6.То же.Ф.82.Оп.1.Д.22.Л.280

7.То же.Ф.71.Оп.1.Д.78.Л.195

 

1 фото- Дом пионеров, занятия в шахматном кружке 50-е годы

2 фото- Учителя Будина и Королева с учащимися школы 6

3 фото- Школа № 6. Конец 50-х г.г.

4 фото- школа №5 1962г.

5 фото- Школа №7 1948г.