Подписка на новости

 

Как часто вы хотите получать рассылку?

Какие материалы вам интересны?

 

 
 

Все теги

Администрация Наро-Фоминского городского округа
Московской области

+7 (496) 34-3-51-81

143300, г. Наро-Фоминск, ул. Маршала Жукова Г.К., д. 2 | E-mail: admnf@mosreg.ru | 6+

Порталы Подмосковья

Очерк. История школ в архивах. Двадцатые-тридцатые годы XX века

Просмотров: 142

Дата публикации: 07.09.2020


История школ в архивах.

Двадцатые-тридцатые годы XX века.

В 1926 году в городе Наро-Фоминске было четыре учреждения народного образования: 1-я Наро-Фоминская школа 1-й ступени, 2-я Наро-Фоминская школа 1-й ступени, 3-я Наро-Фоминская школа 1-й ступени и Городская Наро-Фоминская школа 2-й ступени. Именно так они именовались в официальных документах той поры. (1)

          По результатам Всероссийской переписи школ Главного управления социального воспитания (соцвоса) 1927 года в Наро-Фоминске самой большой по количеству учащихся была 1- я школа, в которой обучалось 868 учеников, из них 428 мальчиков и 440 девочек. Учительский коллектив состоял из 27 преподавателей. Имелась общешкольная библиотека, переплётный, литературный и физкультурный кружки. В библиотеку, кроме книг, поступали газеты и журналы: "Рабочая Москва", "Учительская газета", "На путях к новой школе", "Народный учитель", "Деревенский самоучка".

          2-я школа находилась на улице Урицкого, в ней обучалось 460 детей, из них 249 мальчиков, 211 девочек. В школе было 13 учителей. Также имелась библиотека и кружки: переплётный и хоровой.

           Адрес 3-й школы указан в документе точно: ул. Каляева, дом 37. Количество учащихся - 237 человек (132 мальчика и 105 девочек). Педагогический коллектив состоял из 6 учителей. Выписывались следующие периодические издания: "Московская деревня", "Бюллетени МОНО", "Вестник просвещения", "Методический путеводитель", "Учительская газета". Все школы были деревянными. (2)

          С 1922 года в Наро-Фоминске функционировала также школа фабрично-заводского ученичества им. И. И. Кутузова при Наро-Фоминской прядильно-ткацкой фабрике, названная именем Председателя ЦК Всероссийского профсоюза текстильщиков. В 1923 году в ней обучалось 118 учеников (подростки 14-18 лет). Обучение длилось три года, готовили специалистов для производства.

          Просматривая учебные планы и программы по предметам, которые преподавались в этой школе в 1923 году, можно узнать, чему учили тогда детей. Так, общеобразовательных предметов было девять: русский язык, математика, физика, естествознание, мироведение, история культуры, обществоведение, рисование и гигиена. В анкете, отправленной школой в адрес отдела губернского профобразования в 1923 году отмечалось, что "в основу преподавания русского языка принят метод, имеющий главной целью развитие учащихся путём бесед, чтения из хрестоматий, логического разбора, пересказа и письменного изложения. Грамматической части изучения языка, ввиду ограниченности числа отведенных уроков и сравнительно слабого умственного развития подростков, отведено второстепенное значение." По мироведению имелась следующая программа: "изучение общих географических понятий, стран света, поверхности суши, воды, земного шара, климата, осадков, растительного и животного мира, человека. Краткий обзор иностранных государств".

 Программа по обществоведению говорит о том, что среди детей активно пропагандировалась коммунистическая идеология. Темы уроков формулировались так: "Человек и орудия производства. Промышленность. Фабрика капиталистическая и пролетарская. Классы и классовая борьба. Рабочие организации - профсоюзы, партия, коммунистический интернационал, коммунист, союз молодежи. Государство пролетарское и буржуазное. От первобытной орды до коммунистического общества".

   Но, вместе с тем, воспитывалась и любовь к родному краю, что подтверждает изучение такого раздела, как родиноведение: "рассказы о родной деревне, уезде, губернии, об источниках существования местных жителей и путях сообщения". (3)

  По мере реализации курса на индустриализацию и развитие народного хозяйства потребность в повышении уровня образования населения стала ощущаться все острее, и в 1930 г., когда были созданы необходимые экономические условия, в СССР вводится всеобщее обязательное начальное четырехклассное обучение (с восьми лет). На это потребовалось три года.

    К концу 30-х гг. в городах в основном было осуществлено семилетнее образование. Открывались новые школы, в том числе и в Наро-Фоминске. Были построены школы №№ 5, 7, 8 и 9. На Ташировском шоссе появилась школа №3.

      В предвоенное время в десяти школах Наро-Фоминска обучалось шесть тысяч учащихся. Молодежь города училась также в Наро-Фоминском филиале рабфака при Московском текстильном институте, в ФЗУ, стахановской школе, школе рабочей молодежи.

     В 1939 г. на XVIII съезде партии была выдвинута задача введения всеобщего семилетнего обучения и постепенной подготовки к всеобщему, среднему образованию. Однако нападение на нашу страну фашистской Германии помешало претворению в жизнь намеченных планов.   

 

 

                                                                                      Наталья Хорошева

                                                                                      cотрудник архива.

Источник:

  1. ЦГАМО. Ф.720.Оп.1. Д.50. Л.42-46
  2. ЦГАМО. Ф.720.Оп.1. Д.56. Л. 253-283
  3. ЦГАМО. Ф.627.Оп.2.Д.498.Л.59