Подписка на новости

 

Как часто вы хотите получать рассылку?

Какие материалы вам интересны?

 

 
 

Все теги

Администрация Наро-Фоминского городского округа
Московской области

+7 (496) 34-3-51-81

143300, г. Наро-Фоминск, ул. Маршала Жукова Г.К., д. 2 | E-mail: admnf@mosreg.ru | 6+

Порталы Подмосковья

Прокурор разъясняет

Просмотров: 77

Дата публикации: 20.12.2021


1.Уголовная ответственность за укрывательство преступления.

 

Статьей 316 УК РФ установлена уголовная ответственность за заранее не обещанное укрывательство особо тяжких преступлений.

За совершение данного преступления предусмотрено наказание в виде штрафа в размере до двухсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до восемнадцати месяцев, либо принудительных работ на срок до двух лет, либо лишения свободы на срок до двух лет.

Под укрывательством преступления следует понимать активные действия по заранее не обещанному укрывательству особо тяжких преступлений, которые проявляются в сокрытии факта такого преступления, предметов, следов, лица, совершившего преступление, уничтожении орудий преступления и т.п.

Преступление считается совершенным с момента хотя бы одного из вышеперечисленных действий.

В отличие от соучастия в форме пособничества, действия по укрывательству по времени обещаются и совершаются после совершения преступления.

Укрывательство особо тяжкого преступления путем дачи заведомо ложных показаний либо отказа от дачи показаний квалифицируется по ст. 307, 308 УК соответственно.

Согласно примечанию к статье 316 УК РФ не подлежит привлечению к уголовной ответственности лицо за заранее не обещанное укрывательство преступления, совершенное его супругом или близким родственником, что соответствует положению ч. 1 ст. 51 Конституции РФ.

 

 

  1. Особенности законодательства о вызове на допрос несовершеннолетнего

 

Допрос несовершеннолетнего требует соблюдения особых правил, которые предписывает уголовно-процессуальное законодательство.

До 18 лет лицо может быть допрошено в качестве свидетеля, потерпевшего, подозреваемого или обвиняемого. Вызвать на допрос могут дознаватель, следователь или суд. Несовершеннолетний свидетель или потерпевший вызывается для допроса повесткой.

Если вызываемому лицу нет 16-ти лет, уведомление о необходимости явки для допроса направляется через его законного представителя, либо администрацию места учебы.

Законные представители ребенка вправе уточнять любые интересующие их сведения об обстоятельствах производства допроса.

До достижения 16-летнего возраста, а также в случае, если ребенок страдает психическим расстройством, а равно отстает в развитии, при допросе обязательно должен присутствовать педагог или психолог.

Без перерыва допрос лица в возрасте до 7 лет возможен не более 30 минут, в общей сложности – не более часа; от 7 до 14 лет – не более одного часа, в общей сложности – не более 2-х часов; старше 16 лет – не более 2-х часов, в общей сложности не более 4-х часов.

Потерпевшие и свидетели в возрасте до 16 лет не предупреждаются об уголовной ответственности за отказ от дачи показаний и за дачу заведомо ложных показаний. При разъяснении им процессуальных прав указывается на необходимость говорить правду.

При допросе несовершеннолетнего обязательно применение видеозаписи или киносъемки, за исключением случаев, если ребенок или его законный представитель против этого возражают.

 

  1. правовые основания участия прокурора в рассмотрении судами дел по спорам о восстановлении на работе.

 

Участие прокурора в рассмотрении гражданских дел судами предусматривается статьей 35 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» и статьей 45 Гражданско-процессуального кодекса Российской Федерации (далее - ГПК РФ).

В силу положений пунктом 3 статьи 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации дела о восстановлении на работе рассматриваются в суде с участием прокурора

Споры по указанной категории дел подлежат рассмотрению в судах общей юрисдикции.

В соответствии со статьей 392 Трудового кодекса Российской Федерации работник имеет право обратиться в суд с исковым заявлением о восстановлении на работе в течение 1 месяца со дня вручения ему копии приказа об увольнении, либо со дня выдачи трудовой книжки.

При рассмотрении дел о восстановлении на работе лиц, уволенных по инициативе работодателя по основаниям, связанным с виновным поведением работника, бремя доказывания наличия законного основания увольнения и соблюдения установленного порядка увольнения возлагается на работодателя.

В случае признания увольнения или перевода на другую работу незаконными работник должен быть восстановлен судом на прежней работе. Решение о восстановлении на работе незаконно уволенного работника подлежит немедленному исполнению.

Восстановление на работе предполагает, в частности, аннулирование записи об увольнении в трудовой книжке работника путем признания ее недействительной, выплату среднего заработка за время вынужденного прогула, а также взыскание в пользу работника по его требованию денежной компенсации морального вреда - в случае удовлетворения такого требования судом.

В соответствии со статьей 106 Федерального закона от 02.10.2007 № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» требование о восстановлении уволенного работника считается фактически исполненным, если произведена отмена приказа о его увольнении и работник фактически допущен к исполнению прежних трудовых обязанностей.

Прокурор, участвующий в судебном разбирательстве, дает заключение о правомерности расторжения трудового договора.

В случае обжалования решения суда первой инстанции по делам о восстановлении на работе - в суде апелляционной либо кассационной инстанции в обязательном порядке также обеспечивается участие прокурора.

 

  1. административная ответственность за злоупотребление свободой массовой информации.

 

Правовое регулирование отношений, касающихся свободы слова и свободы массовой информации, осуществляется федеральными законами, в том числе Законом РФ от 27.12.1991 № 2124-1 «О средствах массовой информации».

Осуществление свободы выражения мнений и свободы массовой информации налагает особые обязанности, особую ответственность и может быть сопряжено с ограничениями, установленными законом и необходимыми в демократическом обществе для уважения прав и репутации других лиц, охраны государственной безопасности и общественного порядка, предотвращения беспорядков и преступлений, охраны здоровья и нравственности, предотвращения разглашения информации, полученной конфиденциально, обеспечения авторитета и беспристрастности правосудия.

С учетом этого статьей 4 Закона РФ от 27.12.1991 № 2124-1 «О средствах массовой информации» установлено требование о недопустимости злоупотребления свободой массовой информации.

Злоупотребление свободой массовой информации, выразившееся в нарушении требований статьи 4 данного Закона, влечет уголовную, административную, дисциплинарную или иную ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Административная ответственность за злоупотребление свободой массовой информации установлена ст. 13.15 КоАП РФ.

С 16.04.2021 вступил в силу Федеральный закон от 05.04.2021 № 58-ФЗ, в соответствии с которым внесены изменения в ст. 13.15 КоАП РФ - законодатель усилил административную ответственность.

Согласно поправкам, административное наказание в виде штрафа в размере от трех миллионов до пяти миллионов рублей с конфискацией предмета административного правонарушения или без таковой будет налагаться на юридических лиц за:

  • публичное оскорбление памяти защитников Отечества либо публичное унижение чести и достоинства ветерана Великой Отечественной войны, в том числе совершенные с использованием средств массовой информации либо информационно-телекоммуникационных сетей (включая сеть «Интернет»);
  • публичное распространение информации, отрицающей факты, установленные приговором Международного военного трибунала для суда и наказания главных военных преступников европейских стран оси, либо одобряющей преступления, установленные указанным приговором, а равно публичное распространение заведомо ложных сведений о деятельности СССР в годы Второй мировой войны, о ветеранах Великой Отечественной войны, в том числе совершенные с использованием средств массовой информации либо информационно-телекоммуникационных сетей (включая сеть «Интернет»).

 

  1. Установлены дополнительные трудовые гарантии для отдельных категорий работников, имеющих детей, и работающих инвалидов

 

Федеральным законом от 19 ноября 2021 года № 372-ФЗ «О внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации» в Трудовой кодекс Российской Федерации внесены изменения, устанавливающие с 30 ноября 2021 года дополнительные трудовые гарантии для отдельных категорий работников, имеющих детей, и работающих инвалидов.

Изменениями закреплено, что матери и отцы, воспитывающие без супруга (супруги) детей в возрасте до четырнадцати лет, а также опекуны детей указанного возраста, родитель, имеющий ребенка в возрасте до четырнадцати лет, в случае, если другой родитель работает вахтовым методом, а также работники, имеющие трех и более детей в возрасте до восемнадцати лет, в период до достижения младшим из детей возраста четырнадцати лет могут привлекаться к работе в ночное время, к сверхурочной работе только с их письменного согласия и при условии, если такая работа не запрещена им по состоянию здоровья в соответствии с медицинским заключением. При этом указанные работники должны быть в письменной форме ознакомлены со своим правом отказаться от работы в ночное время, от сверхурочной работы.

Также только с письменного согласия и при условии, что это не запрещено по состоянию здоровья в соответствии с медицинским заключением, допускается направление инвалидов в служебные командировки. При этом указанные работники должны быть в письменной форме ознакомлены со своим правом отказаться от направления в служебную командировку.

 

  1. Судебная экспертиза как средство доказывания в гражданском, уголовном, административном и арбитражном процессах

 

Судебная экспертиза является одним из средств доказывания в гражданском, уголовном, административном и арбитражном процессах. Существует множество разнообразных экспертиз, которые производятся государственными судебными экспертами и иными экспертами из числа лиц, обладающих специальными знаниями.

Государственными судебно-экспертными учреждениями являются специализированные учреждения уполномоченных федеральных государственных органов, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, созданные для организации и производства судебной экспертизы.

К иным экспертам из числа лиц, обладающих специальными знаниями, относятся эксперты негосударственных судебно-экспертных учреждений, а также лица, не работающие в судебно-экспертных учреждениях.

Под негосударственными судебно-экспертными учреждениями понимаются некоммерческие организации, созданные в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации и Федеральным законом «О некоммерческих организациях», осуществляющие судебно-экспертную деятельность в соответствии с принятыми ими уставами.

Распоряжением Правительства Российской Федерации от 16.11.2021 № 3214-р утвержден перечень судебных экспертиз, проводимых исключительно государственными судебно-экспертными организациями, к которым отнесены: судебная баллистическая экспертиза; судебная взрывотехническая экспертиза; судебно-психологическая экспертиза; судебно-психиатрическая экспертиза; судебная экспертиза наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, сильнодействующих и ядовитых веществ; судебная строительно-техническая экспертиза; судебная землеустроительная экспертиза; судебная пожарно-техническая экспертиза.

 

  1. Расширен перечень сильнодействующих веществ, за незаконный оборот которых наступает уголовная ответственность в соответствии со статьей 234 УК РФ

 

Статьей 234 Уголовного кодекса Российской Федерации предусмотрена ответственность за незаконный оборот сильнодействующих или ядовитых веществ в целях сбыта.

Перечень сильнодействующих и ядовитых веществ утвержден постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2007 № 964 «Об утверждении списков сильнодействующих и ядовитых веществ для целей статьи 234 и других статей Уголовного кодекса Российской Федерации, а также крупного размера сильнодействующих веществ для целей статьи 234 Уголовного кодекса Российской Федерации».

Вместе с тем, Постановлением Правительства РФ от 22.11.2021 № 2003 «О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2007 г. № 964» внесены поправки в крупный размер сильнодействующих веществ для целей статьи 234 УК РФ, в который включены, в том числе позиции: «N,N-диметил-2-фенилэтан-1-амин (N,N-DMPEA)», «4-Метилгексан-2-амин (ДМАА)», «Метилклостебол (17бета-гидрокси-17альфа-метил-4-хлорандрост-4-ен-3-он)», «Соматотропин (гормон роста, СТГ)». Также в списке скорректированы отдельные позиции.

Постановление вступает в силу по истечении 180 дней со дня его официального опубликования.

 

 

  1. Уголовная ответственность за умышленные уничтожение или повреждение имущества

 

За умышленные уничтожение или повреждение имущества предусмотрена уголовная ответственность по ст. 167 Уголовного кодекса Российской Федерации.

Под уничтожением имущества понимается приведение его в такое состояние, когда оно навсегда утрачивает свою хозяйственную ценность и не может быть использовано по своему назначению. Повреждение – порча, в результате которой имущество приводится лишь в частичную негодность.

Не образует состава преступления уничтожение и повреждение собственного имущества. Обязательным признаком преступления являются последствия в виде причинения значительного ущерба собственнику или законному владельцу имущества.

Согласно закону значительный ущерб определяется с учетом имущественного положения гражданина (не может составлять менее пяти тысяч рублей), стоимости уничтоженного имущества или стоимости восстановления поврежденного имущества, а также значимости этого имущества для потерпевшего.

Максимальное наказание, предусмотренное санкцией данной статьей, составляет 5 лет лишения свободы.

 

  1. Ответственность за реализацию товара, содержащего незаконное воспроизведение чужого товарного знака

 

В соответствии с требованиями пункта 2 статьи 14.10 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за производство в целях сбыта либо реализацию товара, содержащего незаконное воспроизведение чужого товарного знака, знака обслуживания, наименования места происхождения товара или сходных с ними обозначений для однородных товаров, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 статьи 14.33 настоящего Кодекса, если указанные действия не содержат уголовно наказуемого деяния.

Такие нарушения влекут наложение административного штрафа:

- на граждан в размере двукратного размера стоимости товара, явившегося предметом административного правонарушения, но не менее десяти тысяч рублей;

- на должностных лиц в размере трехкратного размера стоимости товара, явившегося предметом административного правонарушения, но не менее пятидесяти тысяч рублей;

- на юридических лиц в размере пятикратного размера стоимости товара, явившегося предметом административного правонарушения, но не менее ста тысяч рублей.

Во всех перечисленных случаях, помимо административного штрафа, предметы, содержащие незаконное воспроизведение товарного знака, знака обслуживания, наименования места происхождения товара, а также материалы и оборудование, используемые для их производства, и иные орудия совершения административного правонарушения конфискуются.

 

  1. 30 декабря вступят в силу поправки в Закон о потребительском кредите

 

В частности, начнет действовать запрет на включение в договор потребительского кредита обязанности заемщика предусматривать наличие на счете, с которого погашается задолженность, неснижаемого остатка денежных средств или суммы, достаточной для погашения предусмотренного договором платежа в день, не являющийся днем совершения очередного платежа.

Кроме того, расширится перечень условий для реализации возможности оказания заемщику при предоставлении потребительского кредита дополнительной платной услуги. Условия оказания такой услуги должны будут предусматривать: ее стоимость; право заемщика отказаться от услуги в течение 14 календарных дней со дня выражения согласия на ее оказание; право заемщика требовать от лица, оказывающего такую услугу, или от кредитора возврата уплаченных за нее денежных средств за вычетом стоимости фактически оказанной части услуги. Также кредиторам запретят проставлять в документах, оформляемых при предоставлении кредита, отметки о согласии заемщика на оказание ему дополнительных услуг.

 

  1. Право на получение образования имеют все граждане.

 

Статьей 67 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» установлено, что правила приема на обучение по основным общеобразовательным программам должны обеспечивать прием всех граждан, которые имеют право на получение общего образования соответствующего уровня.

Дети с ограниченными возможностями принимаются на обучение по адаптированной основной общеобразовательной программе только с согласия их родителей (законных представителей) и на основании рекомендаций.

Родитель (законный представитель) вправе выбрать для обучения своего ребенка образовательную организацию по месту проживания, в которой должны быть созданы все необходимые условия для получения ребенком образования в соответствии с заключением психолого-медико-педагогической комиссии, носящим для родителей (законных представителей) детей рекомендательный характер.

При поступлении даже одного обучающегося с ограниченными возможностями, которому в соответствии с заключением психолого-медико-педагогической комиссии рекомендовано обучение по адаптированным образовательным программам, образовательная организация должна реализовать рекомендованные условия.

 

  1. Новое в законодательстве о паспорте гражданина

 

Правительством Российской Федерации 15 июля 2021 года внесены изменения в постановление от 08.07.1997 № 828, которым утверждено Положение о паспорте гражданина Российской Федерации.

Поправки коснулись срока действия основного документа, удостоверяющего личность гражданина России.

Так, по достижении лицом 20-летнего и 45-летнего возраста, в случае изменения сведений о личности, размещенных на третьей странице паспорта, непригодности паспорта для дальнейшего использования, обнаружения неточности или ошибочности произведенных в паспорте записей либо внесения в него сведений, отметок и (или) записей, не предусмотренных Положением о паспорте гражданина Российской Федерации, паспорт подлежит замене.

Паспорт гражданина Российской Федерации, подлежащий замене в связи с достижением 20 или 45 лет, действует до получения нового, но не более чем на 90 дней после дня возникновения этих обстоятельств

Теперь работодателям при трудоустройстве и в иных случаях не придётся требовать от гражданина с «просроченным» паспортом другое удостоверение личности, поскольку паспорт будет действующим ещё 90 дней.

Кроме того, с 30 до 90 дней увеличен срок для подачи документов на получение паспорта лицами, которым уже исполнилось 14 лет.

 

  1. «Положения законодательства о противодействии экстремистской деятельности»

 

Статьей 1 Федерального закона от 25.07.2002 № 114-ФЗ «О противодействии экстремистской деятельности» закреплены основные понятия, используемые в указанной сфере.

Так, под экстремистской деятельностью (экстремизмом) понимается, в том числе: насильственное изменение основ конституционного строя и нарушение целостности Российской Федерации; публичное оправдание терроризма и иная террористическая деятельность; возбуждение социальной, расовой, национальной или религиозной розни; пропаганда исключительности, превосходства либо неполноценности человека по признаку его социальной, расовой, национальной, религиозной или языковой принадлежности или отношения к религии и прочее.

Экстремистскими материалами являются предназначенные для обнародования документы либо информация, призывающие к осуществлению экстремистской деятельности либо обосновывающие или оправдывающие необходимость осуществления такой деятельности, обосновывающие или оправдывающие национальное и (или) расовое превосходство либо оправдывающие практику совершения военных или иных преступлений, направленных на полное или частичное уничтожение какой-либо этнической, социальной, расовой, национальной или религиозной группы. Перечень материалов, признанных экстремистскими и запрещенных к распространению, размещен в открытом доступе на официальном сайте Министерства юстиции Российской Федерации. За распространение указанных материалов предусмотрена как административная, так и уголовная ответственность.

Статья 20.29 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях определяет возможное наказание за массовое распространение экстремистских материалов, включенных в опубликованный федеральный список экстремистских материалов, а равно их производство либо хранение в целях массового распространения.

Названные действия влекут наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до трех тысяч рублей либо административный арест на срок до пятнадцати суток с конфискацией указанных материалов и оборудования, использованного для их производства; на должностных лиц - от двух тысяч до пяти тысяч рублей с конфискацией указанных материалов и оборудования, использованного для их производства; на юридических лиц - от ста тысяч до одного миллиона рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток с конфискацией указанных материалов и оборудования, использованного для их производства.

Кроме того, статьей 282 Уголовного кодекса Российской Федерации предусмотрена уголовная ответственность за возбуждение ненависти либо вражды, а равно унижение человеческого достоинства. А именно, совершение действий, направленных на возбуждение ненависти либо вражды, а также на унижение достоинства человека либо группы лиц по признакам пола, расы, национальности, языка, происхождения, отношения к религии, а равно принадлежности к какой-либо социальной группе, совершенные публично, в том числе с использованием средств массовой информации либо информационно-телекоммуникационных сетей, включая сеть «Интернет». Лица, признанные виновными по названной статье могут быть подвергнуты штрафу в размере от трехсот тысяч до шестисот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от двух до трех лет, либо осуждены к принудительным работам на срок от двух до пяти лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет, либо к лишению свободы на срок от трех до шести лет.

 

  1. «Граждане, переболевшие новой коронавирусной инфекцией, вправе пройти углубленную диспансеризацию»

 

Постановлением Правительства РФ от 18.06.2021 № 927 внесены изменения в Программу государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на 2021 год и на плановый период 2022 и 2023 годов.

          Так, с 1 июля 2021 года в дополнение к профилактическим медицинским осмотрам и диспансеризации граждане, переболевшие новой коронавирусной инфекцией (COVID-19), вправе пройти углубленную диспансеризацию, включающую исследования и иные медицинские вмешательства.

          Углубленная диспансеризация может быть проведена по инициативе гражданина, в отношении которого отсутствуют сведения о перенесенном заболевании новой коронавирусной инфекцией.

          Порядок направления граждан на прохождение углубленной диспансеризации, включая категории граждан, проходящих углубленную диспансеризацию в первоочередном порядке, устанавливается Минздравом России.

          Информирование граждан о возможности пройти углубленную диспансеризацию осуществляется с привлечением страховых медицинских организаций с использованием портала госуслуг, сети радиотелефонной связи (смс-сообщения) и иных доступных средств связи.

          Запись граждан на углубленную диспансеризацию осуществляется в установленном порядке, в том числе с использованием портала госуслуг.

          По результатам углубленной диспансеризации в случае выявления у гражданина хронических неинфекционных заболеваний, в том числе связанных с перенесенной новой коронавирусной инфекцией, гражданин ставится на диспансерное наблюдение, при наличии показаний ему оказывается соответствующее лечение и медицинская реабилитация в порядке, установленном Минздравом России, предоставляются лекарственные препараты.

          В Постановлении приведен перечень исследований и иных медицинских вмешательств, проводимых в рамках углубленной диспансеризации.

Постановление вступило в законную силу 19.06.2021.

 

  1. С 1 сентября 2021 года применяется новая форма трудовой книжки

 

С 01.09.2021 вступил в силу приказ Министерства труда и социальной защиты России от 19.05.2021 № 320н «Об утверждении формы, порядка ведения и хранения трудовых книжек».

Приказом утвержден новый бланк трудовой книжки, где количество разворотов для заполнения сведений о работе увеличился до 14, а количество разворотов для награждений уменьшился до 7.

Изменения коснулись и порядка внесения записей, которые теперь можно вносить не только ручками черного, синего или фиолетового цвета, но и с использованием штампов и печатей. Например, можно будет использовать штамп со стандартной записью об увольнении по собственному желанию.

Помимо этого, утрачивают силу формы по учету бланков трудовых книжек и вкладышей (приложения 2, 3, утвержденные постановлением Минтруда от 10.10.2003 № 69). Теперь работодатель самостоятельно разрабатывает формы книг и журналов по учету бланков и вкладышей.

Обязательными остаются требования к содержательной части книг и журналов, в которых необходимо указывать дату приема, дату выдачи, номер трудовой книжки и подпись работника при увольнении.