143300, г. Наро-Фоминск, ул. Маршала Жукова Г.К., д. 2 | E-mail: admnf@mosreg.ru | 6+
Порталы ПодмосковьяРубрика «Прокурор разъясняет»
Просмотров: 114
Дата публикации: 16.06.2020
Рубрика «Прокурор разъясняет»
Установлен двухгодичный запрет на проведение плановых проверок субъектов малого предпринимательства
Федеральным законом от 25.12.2018 № 480-ФЗ внесены изменения в Федеральный закон «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля».
Этим нормативным правовым актом установлен запрет на проведение государственными и муниципальными контролирующими органами в 2019-2020 годах плановых проверок в отношении юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, отнесенных к субъектам малого предпринимательства, сведения о которых включены в единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства.
Вместе с тем, законодательством установлен ряд исключений.
Например, запрет не применяется в отношении плановых проверок, проводимых по лицензируемым видам деятельности в отношении осуществляющих их юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, в отношении плановых проверок субъектов, деятельность которых связана со здравоохранением, образованием, социальной сферой, теплоснабжением, электроэнергетикой, энергосбережением, и в ряде других случаев.
Особо оговорено, что проведение плановой проверки в отношении субъекта малого предпринимательства в нарушение установленного запрета является грубым нарушением требований законодательства о государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле и влечет недействительность результатов проверки.
Прокурор А.М. Пашков
Рубрика «Прокурор разъясняет»
Административная ответственность организаций за несоблюдение антикоррупционного законодательства.
Кодексом об административных правонарушениях Российской Федерации (далее – КоАП РФ) предусмотрены два состава правонарушений в сфере противодействия коррупции, за совершение которых юридические лица подлежат привлечению к ответственности.
В случае если от имени или в интересах юридического лица даётся или предлагается взятка (или коммерческий подкуп), юридическое лицо подлежит привлечению к административной ответственности по ст. 19.28 КоАП РФ («Незаконное вознаграждение от имени юридического лица»).
Минимальный размер административного штрафа составляет 1 млн. рублей, а максимальный может достигать 100 млн. рублей или 100 кратного размера взятки (подкупа).
Второй вид административных правонарушений связан с привлечением юридическими лицами на работу бывших государственных и муниципальных служащих.
Согласно Федеральному закону «О противодействии коррупции» работодатель при заключении трудового договора, с бывшим государственным или муниципальным служащим, должность которого обязан в десятидневный срок сообщать о заключении такого договора представителю работодателя государственного или муниципального служащего по последнему месту его службы. Аналогичная обязанность существует при заключении с бывшим государственным или муниципальным служащим гражданско-правового договора на выполнение работ стоимостью более ста тысяч рублей в течение месяца.
Несоблюдение этого требования влечет привлечение юридического лица к административной ответственности по ст. 19.29 КоАП РФ с наложением штрафа до 500 тысяч рублей. Санкцией указанной статьи также предусмотрена ответственность и для должностного лица, допустившее указанное нарушение закона (штраф до 50 тысяч рублей).
В силу положений ст. 4.5 КоАП РФ постановление по делу об административном правонарушении коррупционной направленности может быть вынесено в течение шести лет со дня совершения административного правонарушения.
Прокурор А.М. Пашков
Рубрика «Прокурор разъясняет»
Уголовная ответственность за коррупционные преступления
Основным актом Российской Федерации в системе мер борьбы с коррупцией является Федеральный закон от 25 декабря 2008 г. № 273-ФЗ «О противодействии коррупции».
В соответствии с положениями этого закона, преступления относятся к коррупционным в тех случаях, когда имеет место: злоупотребление служебным положением или служебными полномочиями, дача взятки, получение взятки, коммерческий подкуп либо иное незаконное использование физическим лицом своего должностного положения вопреки законным интересам общества и государства в целях получения выгоды в виде денег, ценностей, иного имущества или услуг имущественного характера, иных имущественных прав для себя или для третьих лиц либо незаконное предоставление такой выгоды указанному лицу другими физическими лицами.
Среди них наиболее опасным является взяточничество (ст. 290, 291, 291.1, 291.2 УК РФ). Оно посягает на основы государственной власти, нарушает нормальную управленческую деятельность государственных и муниципальных органов и учреждений, подрывает их авторитет, деформирует правосознание граждан, создавая у них представление о возможности удовлетворения личных и коллективных интересов путем подкупа должностных лиц, препятствует конкуренции, затрудняет экономическое развитие.
Распространенными коррупционными преступлениями являются также отдельные виды хищения чужого имущества, к числу которых относятся: мошенничество (ст. 159 УК РФ), присвоение или растрата (ст. 160 УК РФ), при условии, если они совершены руководителем государственного органа, организации, учреждения либо иного юридического лица.
К числу преступлений коррупционной направленности относятся также факты злоупотребления должностными лицами своими полномочиями (ст. 285 УК РФ) или их превышения (ст. 286 УК РФ), либо совершение ими служебного подлога (ст. 292 УК РФ), но лишь в случае, когда эти деяния совершены из корыстных побуждений, то есть чтобы получить в результате содеянного какую-либо выгоду.
Исходя из положений Уголовного кодекса Российской Федерации за совершение коррупционных преступлений виновному может быть назначено наказание в виде: штрафа, лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью, обязательных работ, исправительных работ, принудительных работ, ограничения свободы, лишения свободы на определенный срок либо несколько видов этих наказаний одновременно.
При этом наказание, применяемое к лицу, совершившему преступление, должно быть соразмерным содеянному.
Дифференциация уголовной ответственности в основном достигается за счет того, что за различные преступления законодатель предусмотрел различные санкции. Например, размер наказания за взяточничество существенно зависит от размера полученной взятки.
Так, за впервые совершенное мелкое взяточничество (ч. 1 ст. 291.2 УК РФ), то есть когда виновным была получена или дана взятка в размере, не превышающем 10 тыс. рублей, осужденному может быть назначено наказание от штрафа в размере 5 тыс. рублей до лишения свободы на 1 год.
Если же коррупционером получена взятка в особо крупном размере, то есть превышающем один миллион рублей (ч. 6 ст. 290 УК РФ), то минимальное наказание для него составляет штраф в размере трех миллионов рублей, а максимальное – 15 лет лишения свободы со штрафом в размере семидесятикратной суммы взятки и с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на 15 лет.
Кроме санкций норм УК РФ, предусматривающих ответственность за конкретные преступления, на вид и размер назначаемого коррупционерам наказания влияют, такие обстоятельства, как данные о личности виновного (положительные или отрицательные), обстоятельства смягчающие и отягчающие наказание, а также влияние наказания на исправление осужденного и на условия жизни его семьи.
Прокурор А.М. Пашков
Рубрика «Прокурор разъясняет»
Ответственность за коррупцию в школе
Вопросы противодействия коррупции и профилактики коррупционных проявлений в образовательных учреждениях имеют особую актуальность в сложившихся условиях дистанционного обучения.
В соответствии со ст. 48 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» педагогический работник образовательной организации не вправе оказывать платные образовательные услуги обучающимся в данной организации, если это приводит к конфликту интересов педагогического работника.
Под конфликтом интересов в Федеральном законе от 25.12.2008 №273-ФЗ «О противодействии коррупции» понимается ситуация, при которой личная заинтересованность (прямая или косвенная) лица, замещающего должность, замещение которой предусматривает обязанность принимать меры по предотвращению и урегулированию конфликта интересов, влияет или может повлиять на надлежащее, объективное и беспристрастное исполнение им должностных (служебных) обязанностей (осуществление полномочий).
Классическим примером может являться оказание услуг по репетиторству при подготовке к ЕГЭ, а также, когда педагог предлагает отстающему от программы ученику заниматься индивидуально за плату.
Данный процесс обладает высокой латентностью: вскрыть факты частного репетиторства педагогов без активного участия родителей и администрации образовательного учреждения невозможно.
Причины латентности правонарушений в сфере образования:
- убежденность родителей, что после обращения в правоохранительные органы, в прокуратуру, в департамент образования к его ребенку будут предвзято относиться;
- расчет родителей на получение преференций от педагога, оказывающего частные уроки;
- нежелание администрации образовательного учреждения вскрывать данные факты.
Репетиторство является наиболее очевидным примером, когда в деятельности педагогического работника может возникать конфликт интересов. Исчерпывающего перечня ситуаций конфликта интересов не существует и не может существовать, в силу чего педагогическим работникам всегда следует иметь в виду возможность их возникновения.
Нарушение педагогическим работником требований о конфликте интересов может повлечь применение к нему мер юридической ответственности. Исходя из п.7.1. ст.81 Трудового кодекса РФ в случаях непринятия работником мер по предотвращению или урегулированию конфликта интересов, стороной которого он является, трудовой договор с ним может быть расторгнут, если указанные действия дают основание для утраты доверия к работнику со стороны работодателя.
Прокурор А.М. Пашков
Рубрика «Прокурор разъясняет»
Конституционный Суд РФ: Проверена конституционность п.2 ч.1 ст.13.1 Федерального закона "О противодействии коррупции"
06 апреля 2020 г. Конституционным Судом Российской Федерации вынесено постановление № 14-П «По делу о проверке конституционности пункта 1.1 части 1 статьи 37 и пункта 2 части 1 статьи 59.2 Федерального закона «О государственной гражданской службе Российской Федерации», а также пункта 2 части 1 статьи 13.1 Федерального закона «О противодействии коррупции» в связи с жалобой гражданина И. Н. Котяша».
Причиной обращения в Конституционный Суд Российской Федерации послужило освобождение заявителя от замещаемой должности и увольнение с государственной гражданской службы в связи с утратой доверия ввиду непредставления при поступлении на службу сведений о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера супруги и несовершеннолетних детей.
Оспаривая конституционность вышеуказанных норм федерального законодательства, заявитель отметил, что данные законоположения позволяют представителю нанимателя увольнять государственного служащего в связи с утратой доверия за непредставление сведений при поступлении на службу, то есть в период, когда государственный служащий еще не имел соответствующего публично-правового статуса, в то время как по своему буквальному смыслу оспариваемые нормы предполагают возможность увольнения служащего в связи с утратой доверия лишь в том случае, когда сведения о доходах не были представлены им в период государственной службы.
Конституционный Суд Российской Федерации установил, что нормы не противоречат Конституции Российской Федерации, поскольку они выступают элементами правового механизма применения к государственному служащему меры ответственности за совершение им в период государственной гражданской службы коррупционного правонарушения и не предполагают увольнения государственного гражданского служащего в связи с утратой доверия, если этот государственный служащий не представил необходимых сведений при поступлении на службу, однако вопреки требованию закона был назначен на должность государственной гражданской службы. Увольнение в связи с утратой доверия не может рассматриваться как мера юридической ответственности, поскольку оно обусловлено не противоправными виновными действиями (бездействием), совершенными гражданином при поступлении на службу, а неисполнением соответствующим государственным органом (его подразделением по вопросам государственной службы и кадров) возложенной на него обязанности по соблюдению установленного порядка поступления (приема) граждан на государственную гражданскую службу
Дело заявителя подлежит пересмотру.
Старший помощник прокурора М.А. Бушуев
Рубрика «Прокурор разъясняет»
Уголовная ответственность предпринимателей за коррупционные правонарушения
«В соответствии со ст.ст. 13 и 14 Федерального закона «О противодействии коррупции» физические лица за совершение коррупционных правонарушений несут уголовную, административную, гражданско-правовую и дисциплинарную ответственность, а юридические лица – административную и гражданско-правовую.
В Уголовном кодексе Российской Федерации законодателем предусмотрен ряд статей, которыми установлена ответственность за совершение противоправных деяний, и под их действие подпадают как субъекты предпринимательской деятельности, так и их представители.
Уголовная ответственность виновного лица за совершение коррупционных преступлений предусмотрена рядом статей Уголовного кодекса Российской Федерации, в том числе ст. 159 УК РФ (мошенничество), 160 УК РФ (присвоение или растрата), ст. 201 УК РФ (злоупотребление полномочиями), ст. 204 УК РФ (коммерческий подкуп), ст. 204.1 УК РФ (посредничество в коммерческом подкупе), ст. 204.2 УК РФ (мелкий коммерческий подкуп), ст. 291 УК РФ (дача взятки), ст. 291.1 УК РФ (посредничество во взяточничестве), ст. 291.2 УК РФ (мелкое взяточничество).
За совершение указанных преступлений законодателем установлена уголовная ответственность, вплоть до лишения свободы на длительный срок.
Среди них наиболее опасным является взяточничество ( 291, 291.1, 291.2 УК РФ). Оно посягает на основы государственной власти, нарушает нормальную управленческую деятельность государственных и муниципальных органов и учреждений, подрывает их авторитет, деформирует правосознание граждан, создавая у них представление о возможности удовлетворения личных и коллективных интересов путем подкупа должностных лиц, препятствует конкуренции, затрудняет экономическое развитие.
Исходя из положений Уголовного кодекса Российской Федерации за совершение коррупционных преступлений виновному может быть назначено наказание в виде: штрафа, лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью, обязательных работ, исправительных работ, принудительных работ, ограничения свободы, лишения свободы на определенный срок либо несколько видов этих наказаний одновременно.
Так, за дачу взятки должностному лицу предусмотрена уголовная ответственность в виде лишения свободы до 15 лет со штрафом в размере до семидесятикратной суммы взятки.
При этом, за дачу коммерческого подкупа (ст. ст. 204 и 204.2 УК РФ), а также за злоупотребление полномочиями (ст. 201 УК РФ) к уголовной ответственности могут быть привлечены лица, выполняющие управленческие функции в коммерческой или иной организации, а также действующие от имени юридического лица.
Помимо этого, для вышеуказанных лиц, уголовная ответственность предусмотрена как за дачу взятки (статьями 291 и 291.2 УК РФ), так и за посредничество во взяточничестве (статья 291.1 УК РФ).
Необходимо отметить, что в соответствии с примечаниями к статьям 291 и 291.1 Уголовного кодекса Российской Федерации, лицо, давшее взятку либо являющееся посредником во взяточничестве, освобождается от уголовной ответственности, если оно активно способствовало раскрытию и (или) расследованию преступления и либо имело место вымогательство взятки со стороны должностного лица, либо лицо после совершения преступления добровольно сообщило о даче взятки органу, имеющему право возбудить уголовное дело».
Старший помощник прокурора М.А. Бушуев
Ответственность юридических лиц за коррупционные правонарушения