Подписка на новости

 

Как часто вы хотите получать рассылку?

Какие материалы вам интересны?

 

 
 

Все теги

Администрация Наро-Фоминского городского округа
Московской области

+7 (496) 34-3-51-81

143300, г. Наро-Фоминск, ул. Маршала Жукова Г.К., д. 2 | E-mail: admnf@mosreg.ru | 6+

Порталы Подмосковья

Документы

Поиск в базе документов

Весь раздел

Выставка одного документа «Архивный экскурс в историю столетней давности. Наро-Фоминский уездный Комиссариат по военным делам. Год 1920»

Архивный экскурс в историю столетней давности. Наро-Фоминский уездный Комиссариат по военным... делам. Год 1920. 8 апреля 1918 года Совнарком принял «Декрет об учреждении волостных, уездных, губернских и окружных комиссариатов по военным делам», деятельность которых позволила в кратчайшие сроки создать сильную Красную Армию. Военный комиссариат был создан и в Наро-Фоминском уезде. Одна из наиболее тревожных и сложных страниц в его истории - период гражданской войны, которая велась между революционерами, строившими «новый мир» и контрреволюционерами, защищающими старый режим. В июле 1918 года на станции Нара был задержан эшелон с войсками, шедшими на помощь участникам левоэсеровского мятежа в Москве (после убийства немецкого посла Мирбаха). Через Нару нескончаемым потоком передвигались беженцы. В 1919 году Наро-Фоминск посетил председатель ВЦИК М.И. Калинин, на митинге призвавший рабочих записываться добровольцами в Красную Армию, чтобы защитить Москву от Деникина.   Наступил переломный 1920 год. Для защиты своих завоеваний молодая Советская власть привлекала всё новые силы.  Наро-Фоминским уездным Комиссариатом по военным делам был издан приказ № 310 от 28.09.1920 г., в соответствии с которым призывались на действительную военную службу «все служившие ранее в пехоте, кавалерии, артиллерии, инженерных, технических и железнодорожных частях прежней армии (бывших подпрапорщиков, фельдфебелей, вахмистров, унтерофицеров и фейерверкеров, не достигших к 1 июня 1919 г. сорокалетнего возраста )…».   День явки назначался на 7 октября к 12 часам дня в учётно-мобилизационный отдел Комиссариата (имение бывшего князя Щербатова). От явки освобождались «состоящие на службе в войсковых частях, имеющие очевидные наружные признаки негодности к военной службе (калеки) и временно одержимые тяжкими болезнями, препятствующими личной явке и удостоверенные надлежащими медицинскими свидетельствами». При этом ответственность за несвоевременную явку возлагалась на глав семейств призываемых, на домкомы и на ответственных руководителей по месту службы призываемых. Последний параграф данного приказа гласил: «Лица, уклонившиеся от призыва и виновные в укрывательстве таковых, подлежат преданию суду Революционного Трибунала по законам военного времени». Подписали приказ Военный комиссар Д. Воронов, Военный руководитель Н. Алексеев и Начальник мобилизационного отделения Чистов (1). Этот документ хранится в фондах Центрального государственного архива Московской области. Он является одним из важных свидетельств ушедшей эпохи и небольшим штрихом к описанию истории нашего края. Наталья Хорошева сотрудник архива   ЦИАМ Ф850, оп.1, д.3, л.122  

далее

Просмотров: 60 Дата публикации: 14.09.2020

Очерк. «История школ в архивах. Сороковые — семидесятые годы ХХ века».

История школ в архивах. Сороковые - семидесятые годы ХХ века.     На начальном этапе... Великой Отечественной войны 1941 - 1945 гг. наш город стал рубежным на подступах к Москве. События октября-декабря 1941 года, а именно в это время проходили жесточайшие бои за город, вошли в историю примером героизма и мужества. Наро-Фоминск был разрушен. Пострадали многие здания, в том числе и школы. Архивные документы, которые находились в здании Горсовета, были сожжены немцами. В связи с этим довоенные документальные источники в нашем архиве отсутствуют. Изучать историю мы можем только по документам, которые датируются с октября 1941 года: решения и протоколы сессий исполкома Наро-Фоминского горсовета и исполкома Наро-Фоминского райсовета, отчеты Наро-Фоминского отдела народного образования, приказы по личному составу и расчётно-платёжные ведомости о начислении зарплаты сотрудникам. После освобождения города задача восстановления школ и возобновления учебного процесса в них была одной из первоочередных. "В условиях Отечественной войны выполнение закона всеобуча является одной из основных задач Советов и народного образования. Забота о детях, об их обучении и воспитании приобретает исключительное значение"- это строки из протокола 16-й сессии Наро-Фоминского горсовета, которая проходила 8 июля 1942 года. Рассматривая вопрос о подготовке к учебному году, депутаты отмечали, что в результате бомбёжек города и боевых действий, проходивших на его территории, здания школ были полуразрушены. Первостепенным было следующее: ремонт школ (он затягивался из-за нехватки стройматериалов и рабочих рук), укомплектование педагогическими кадрами, обеспечение учителей жильем, обеспечение кабинетов учебными пособиями, учебниками и тетрадями. Серьезное внимание уделялось заготовке дров для отопления школьных помещений. Требовалось изготовить школьный инвентарь: столы, парты, шкафы.  Наро-Фоминский горсовет ходатайствовал перед Мособлисполкомом об освобождении зданий школ №2, №1, №9, №4, которые временно использовались не для учебных целей.   Директорами школ уточнялись списки всех детей школьного возраста. Осенью 1942 года за парты должны были сесть 2500 учеников.   Одним из пунктов решения сессии горсовета был следующий:        "Предложить зав. РОНО провести подготовительную работу к обеспечению во всех школах к началу нового учебного года горячих завтраков для учащихся, заготовить необходимое количество овощей, обеспечить сбор грибов и ягод". (1)   5 августа 1942 г. на заседании исполкома Наро-Фоминского горсовета обсуждалось создание юннатской станции. Станция юннатов прикреплялась к школе № 3, в помещении которой ей выделялось две комнаты. Она организовывалась в помощь воспитательной и учебной работе со школьниками, которые, как предполагалось, будут проводить "практическую деятельность под руководством своих учителей по естествознанию, агротехнике и географии". Планировалось отремонтировать парники и теплицу, организовать охрану инвентаря и материальной базы юннатской станции.    Шёл 1944 год. Ещё гремела война. Все усилия наро-фоминцев были направлены на восстановление города. Школы в спешном порядке ремонтировались, снабжались топливом, из них выселяли эвакуированных. Была очищена 1-я Советская школа, которую немцы превратили в конюшню. Без промедления собирались учебники, уцелевшие книги. Вне плана удалось восстановить школу №8, отремонтировать 300 парт. Учебный год был начат организовано, с охватом 1965 человек (1 - 4 классы). В начальных школах №10 и № 6 из-за недостатка школьных помещений дети учились в три смены. Эти данные приведены в докладе заведующего РОНО, который выступил на 26-й сессии Наро-Фоминского горсовета, проходившей 29 сентября 1944 года. (2) Депутаты обсуждали начало учебного года в городе и отмечали, что школы, в основном, к занятиям готовы. Многих беспокоил тот факт, что в результате плохо организованной работы по подготовке детской обуви и одежды с первых дней учёбы не посещают школу 41 человек. Многие дети приходят на уроки в вязаных чунях и тапках. Учителя плохо обеспечены квартирами, живут в учительских кабинетах, в разрушенных и не пригодных для жилья домах. (3) Заботило депутатов и то, чем занимались дети во внеурочное время. В 1944 году был организован и начал свою работу Дом пионеров. В нём функционировали различные кружки: кройки и шитья, юного техника, военно-физкультурный и другие. Недоставало тканей, ниток и других материалов, но у детей было огромное желание создавать что-то своими руками. Война отобрала у них радостное детство.  «Из детства грубо вырваны страницы…», - так написала в своём стихотворении жительница Наро-Фоминска В. Сидорова. Взрослые понимали, что наладить мирную жизнь - это, в первую очередь, дать возможность детям получать знания в школьных стенах и интересно проводить досуг. По архивным данным Наро-Фоминского ЦСУ за 1948 г.  на балансе Наро-Фоминского ГОРОНО находились следующие здания школ: №7 (ул. Каляева), №3 (Ташировское шоссе), №8 (ул. 12 Декабря), №6 (ул. Урицкого), №2 (2-й Володарский пер.), №9 (военный городок). (4)          В послевоенный период советская система народного образования получила дальнейшее развитие. В кратчайший срок страна справилась с трудностями, оставленными войной.   К концу 50-х годов 20 века в стране были созданы предпосылки для дальнейшего повышения уровня всеобщего обязательного обучения. Укреплялась школьная материальная база. Так, в 1957 году в Наро-Фоминске введены в эксплуатацию вновь выстроенные средние школы №1 и №4. Всего в районе в 1957 году было 54 школы: 31 начальная школа, 13 семилетних, 10 средних. В соответствии с Законом СССР от 24.12.1958 г. «Об укреплении связи школы с жизнью и о дальнейшем развитии системы народного образования в СССР» в стране вместо всеобщеобязательного семилетнего образования вводилось всеобщеобязательное восьмилетнее образование.           Среди документов 50-х годов в архиве обнаружен ряд документов, которые отражают историю развития народного образования в нашем районе.  Например, некоторые документы по истории школы №6 г. Наро-Фоминска. Это решение исполкома Наро-Фоминского горсовета № 419 от 20 марта 1956г. «О реорганизации начальной школы № 6 г. Наро-Фоминска в семилетнюю». В решении № 4 от 6 января 1959 г. «О состоянии учебно-воспитательной работы в семилетней школе № 6» отмечалось то, что по результатам проверки школы обнаружены нарушения в ведении учебного процесса. Решение № 221 от 21 апреля 1959 г. «О прирезке земельной площади к участку школы № 6» принималось в связи с тем, что в школе планировалась организация кролиководческой фермы, было решено прирезать к школьному участку территорию 0,12 га по улице Урицкого. (5)       По состоянию на июнь 1960 года в Наро-Фоминске насчитывалось 10 школ: средние школы №1, №3, №4, №5, №7, семилетние №6, №8, №9, начальные № 2 и №10.          (6) В Программе КПСС, принятой на XXII съезде партии (1961 г.), была выдвинута задача осуществления всеобщего среднего образования. В решении исполкома Наро-Фоминского райсовета № 926 от 27 декабря 1961 г. «О завершении в районе реорганизации семилетних школ в восьмилетние и средние в десятилетние и одиннадцатилетние» имеются сведения, что в 1961-1962 учебном году в Наро-Фоминском районе работало: 8 одиннадцатилетних, 5 десятилетних, 15 восьмилетних и 9 семилетних школ. В этом же решении указано, что, в связи с завершением реорганизации школ, семилетняя школа № 6 г. Наро-Фоминска была реорганизована в восьмилетнюю. (7)  В 1970 году малокомплектная начальная школа №10 в связи с малой наполняемостью классов была закрыта, учащиеся переданы в начальную школу №2.          На XXIV съезде КПСС (1971г.) отмечалось, что в стране удалось значительно поднять образовательный и культурный уровень населения, провести подготовку к введению всеобщего обязательного среднего образования. А пять лет спустя, на XXV съезде КПСС (1976г.) было сообщено, что одним из достижений девятой пятилетки является «завершение в основном перехода ко всеобщему среднему образованию молодёжи».          Конституция СССР, принятая в октябре 1977г., законодательно закрепила в статье 45 введение всеобщего обязательного среднего образования молодёжи. Реализация этого принципа долгие годы обеспечивалась бесплатностью всех видов образования, бесплатной выдачей школьных учебников, расширением сети школ разных видов, введением в сельской местности бесплатного проезда в школы на всех видах транспорта, обеспечением организованного подвоза к ним учащихся, строительством пришкольных интернатов и рядом других мер. Всё это помогало детям и молодёжи реализовать право на образование и выполнить требование общества об обязательном среднем всеобуче как основы для дальнейшего специального образования и приобретения квалификации, соответствующей требованиям научно-технического прогресса, их личным склонностям и устремлениям.          Последующие перестроечные годы существенно изменили общую социально-экономическую обстановку в стране. Это не могло не отразиться на системе народного образования. Сегодня, спустя несколько десятилетий мы видим, что образовательные учреждения подвергаются всевозможным экспериментам. Стал иным подход к обучению. Выросло новое поколение, жизненная мотивация которого отличается от той, которая была у молодёжи в советское время. Остается неизменным только то, что образование, школа - это фундаментальные понятия для общества, а звание Учитель - почётно, ответственно и уважаемо.                                                                                Наталья Хорошева                                                                                  сотрудник архива   Источники: 1.Наро-Фоминский архив.Ф.82.Оп.1.Д.1.Л.15 2.То же.Ф.82.Оп.1.Д.6.Л.5 3.То же. Ф 71.Оп.1.Д.22.Л.99 4.То же.Ф.72.Оп.1.Д.35.Л.52 5.То же. Ф.82.Оп.1Д.113.Л.74 6.То же.Ф.82.Оп.1.Д.22.Л.280 То же.Ф.71.Оп.1.Д.78.Л.195    

далее

Просмотров: 92 Дата публикации: 14.09.2020

Очерк. История школ в архивах. Двадцатые-тридцатые годы XX века

История школ в архивах. Двадцатые-тридцатые годы XX века. В 1926 году в городе Наро-Фоминске было... четыре учреждения народного образования: 1-я Наро-Фоминская школа 1-й ступени, 2-я Наро-Фоминская школа 1-й ступени, 3-я Наро-Фоминская школа 1-й ступени и Городская Наро-Фоминская школа 2-й ступени. Именно так они именовались в официальных документах той поры. (1)           По результатам Всероссийской переписи школ Главного управления социального воспитания (соцвоса) 1927 года в Наро-Фоминске самой большой по количеству учащихся была 1- я школа, в которой обучалось 868 учеников, из них 428 мальчиков и 440 девочек. Учительский коллектив состоял из 27 преподавателей. Имелась общешкольная библиотека, переплётный, литературный и физкультурный кружки. В библиотеку, кроме книг, поступали газеты и журналы: "Рабочая Москва", "Учительская газета", "На путях к новой школе", "Народный учитель", "Деревенский самоучка".           2-я школа находилась на улице Урицкого, в ней обучалось 460 детей, из них 249 мальчиков, 211 девочек. В школе было 13 учителей. Также имелась библиотека и кружки: переплётный и хоровой.            Адрес 3-й школы указан в документе точно: ул. Каляева, дом 37. Количество учащихся - 237 человек (132 мальчика и 105 девочек). Педагогический коллектив состоял из 6 учителей. Выписывались следующие периодические издания: "Московская деревня", "Бюллетени МОНО", "Вестник просвещения", "Методический путеводитель", "Учительская газета". Все школы были деревянными. (2)           С 1922 года в Наро-Фоминске функционировала также школа фабрично-заводского ученичества им. И. И. Кутузова при Наро-Фоминской прядильно-ткацкой фабрике, названная именем Председателя ЦК Всероссийского профсоюза текстильщиков. В 1923 году в ней обучалось 118 учеников (подростки 14-18 лет). Обучение длилось три года, готовили специалистов для производства.           Просматривая учебные планы и программы по предметам, которые преподавались в этой школе в 1923 году, можно узнать, чему учили тогда детей. Так, общеобразовательных предметов было девять: русский язык, математика, физика, естествознание, мироведение, история культуры, обществоведение, рисование и гигиена. В анкете, отправленной школой в адрес отдела губернского профобразования в 1923 году отмечалось, что "в основу преподавания русского языка принят метод, имеющий главной целью развитие учащихся путём бесед, чтения из хрестоматий, логического разбора, пересказа и письменного изложения. Грамматической части изучения языка, ввиду ограниченности числа отведенных уроков и сравнительно слабого умственного развития подростков, отведено второстепенное значение." По мироведению имелась следующая программа: "изучение общих географических понятий, стран света, поверхности суши, воды, земного шара, климата, осадков, растительного и животного мира, человека. Краткий обзор иностранных государств".  Программа по обществоведению говорит о том, что среди детей активно пропагандировалась коммунистическая идеология. Темы уроков формулировались так: "Человек и орудия производства. Промышленность. Фабрика капиталистическая и пролетарская. Классы и классовая борьба. Рабочие организации - профсоюзы, партия, коммунистический интернационал, коммунист, союз молодежи. Государство пролетарское и буржуазное. От первобытной орды до коммунистического общества".    Но, вместе с тем, воспитывалась и любовь к родному краю, что подтверждает изучение такого раздела, как родиноведение: "рассказы о родной деревне, уезде, губернии, об источниках существования местных жителей и путях сообщения". (3)   По мере реализации курса на индустриализацию и развитие народного хозяйства потребность в повышении уровня образования населения стала ощущаться все острее, и в 1930 г., когда были созданы необходимые экономические условия, в СССР вводится всеобщее обязательное начальное четырехклассное обучение (с восьми лет). На это потребовалось три года.     К концу 30-х гг. в городах в основном было осуществлено семилетнее образование. Открывались новые школы, в том числе и в Наро-Фоминске. Были построены школы №№ 5, 7, 8 и 9. На Ташировском шоссе появилась школа №3.       В предвоенное время в десяти школах Наро-Фоминска обучалось шесть тысяч учащихся. Молодежь города училась также в Наро-Фоминском филиале рабфака при Московском текстильном институте, в ФЗУ, стахановской школе, школе рабочей молодежи.      В 1939 г. на XVIII съезде партии была выдвинута задача введения всеобщего семилетнего обучения и постепенной подготовки к всеобщему, среднему образованию. Однако нападение на нашу страну фашистской Германии помешало претворению в жизнь намеченных планов.                                                                                              Наталья Хорошева                                                                                       cотрудник архива. Источник: ЦГАМО. Ф.720.Оп.1. Д.50. Л.42-46 ЦГАМО. Ф.720.Оп.1. Д.56. Л. 253-283 ЦГАМО. Ф.627.Оп.2.Д.498.Л.59    

далее

Просмотров: 91 Дата публикации: 07.09.2020

Очерк. Архив восстанавливает судьбы погибших в годы Великой Отечественной войны

Архив восстанавливает судьбы погибших в годы ВОВ Наш земляк- красноармеец Митюшин Сергей... Николаевич   В августе 2020 года в Наро-Фоминский архив поступило письмо из Санкт-Петербурга от службы розыска семей военнослужащих, погибших и пропавших без вести и военнопленных в годы ВОВ. Письмо содержало просьбу о содействии в поиске родственников нашего земляка- красноармейца Митюшина Сергея Николаевича, 1917 г.р., уроженца г. Вереи. До войны Сергей Николаевич учился в институте иностранных языков, затем в физкультурном институте. С началом войны был принят на службу в Отдельный отряд особого назначения, в задачи которого входила диверсионная деятельность в немецком тылу. В июне 1942 г. пропал без вести при выполнении боевого задания. Останки красноармейца найдены поисковым отрядом. Опознан по солдатскому медальону. В документах министерства обороны указан адрес солдата, где он до войны проживал с матерью - Митюшиной Антониной Михайловной: ст. Люблино, почтовый ящик №1. Архив провел работу по восстановлению места и даты рождения Митюшина С.Н. К сожалению, в метрических книгах церквей города Вереи данных нет. Возможно, место рождения было указано не точно. Но в ходе исследования обнаружена запись о рождении его сестры Анны в 1919 году. Род занятий родителей - «учительствуют». Место их жительства указано следующее: «г. Верея, ул. Новая Можайская, дом Митюшиных». * Как установлено, теперь эта улица называется 1-я Советская и такой дом существует и ныне.  Архив подключил к поисковой работе волонтёров из Наро-Фоминского комплексного молодёжного центра. Они посетили г. Верею, нашли этот дом. К сожалению, сведений о Митюшине Сергее Николаевиче, его родителях или родственниках обнаружить не удалось.   Всех, кто может помочь в поиске родных Митюшина Сергея Николаевича, просим звонить по телефону архива: 8(496)3437160.   Наталья Хорошева Сотрудник архива     * Наро-Фоминский архив. Ф.170.Оп.1.Д. 282.Л.29

далее

Просмотров: 96 Дата публикации: 07.09.2020

Фотодокументальная выставка к 75-летию окончания Второй мировой войны

Наши земляки - участники гражданской войны в Испании.   В Наро-Фоминском архиве... экспонируется выставка документов и фотографий о наших земляках, уроженцах Наро-Фоминского района, принимавших участие в военных событиях в Испании 1936-1939 годов. Эти события стали преддверием Второй мировой войны. На выставке представлены фотографии и документы о Погодине Дмитрии Дмитриевиче, Грибове Никандре Никандровиче, Ремизове Петре Андреевиче из личного семейного фонда Калиненко Ларисы Никандровны - члена Международной организации бригадистов, воевавших в Испании (МОБВИ). По сведениям Наро-Фоминского поискового отряда "БУМЕРАНГ-ДОСААФ") в военных событиях в Испании принимали участие еще трое  наших земляков: Жегличев Павел Иванович, Сурков Василий Степанович  и Братенков Иван Герасимович .    Для этой выставки Лариса Никандровна передала в архив не только документы и фотографии, но и книги о советских лётчиках - «испанцах», а также разноцветный флаг бригадистов, связанный из нитей по её заказу. Выставка приурочена к 75-летию окончания Второй мировой войны и будет действовать до 31 сентября 2020 г. Приглашаем любителей истории ознакомиться с её экспонатами.

далее

Просмотров: 77 Дата публикации: 07.09.2020

Очерк. Верность идеалам. Учителя в годы Великой Отечественной войны.

Верность идеалам. Учителя в годы Великой Отечественной войны. Великую Победу приближали долгих... четыре года. Ковали её не только на фронтах войны, но и в тылу. Славную лепту в разгром врага внесли и педагогические работники. С начала войны учителя, в основном, это были женщины, работали в колхозах на прополке картофеля, свеклы и капусты, сборе лука, рыли окопы, противотанковые рвы. Днём работали, а ночью, когда объявляли по радио воздушную тревогу, а она была, как вспоминают очевидцы, каждую июльскую ночь, освобождали крыши домов от зажигательных бомб. Ночами на крыше было очень жутко и страшно от гула немецких самолётов, летевших с бомбами на Москву. Затем война пришла и в родной город. С октября по декабрь Наро-Фоминск был оккупирован врагом, шли жестокие бои на подступах к столице.           После освобождения города от фашистов нарофоминцы стали возвращаться в родной город. Они увидели страшную картину разрухи. Не было воды, света. Люди приспосабливались к жизни. Каждый искал себе кров. Умывались снегом, освещались «коптилками». Не было никакой еды.  Горком партии, исполком горсовета старались наладить помощь населению в снабжении хлебом и другими продуктами питания. В городе был только один магазин, затем открыли ещё несколько. Хлебозавод был разрушен. Первое время выдавали по 300 г. муки на человека.         Несмотря на все трудности, нужно было наладить процесс обучения детей. В январе 1942 года на заседании исполкома Наро-Фоминского райсовета обсуждался вопрос о работе школ. Вот цитата из протокола №1 от 08.01.1942 г.: «В обстановке Великой Отечественной войны против немецко-фашистских захватчиков, когда враг на подступах в столице Москве разорял наши города и сёла, заливая землю потоками крови местного населения, были прекращены учебные занятия во всех школах нашего района. В течение трёх месяцев свыше 14 тыс. детей были лишены возможности обучаться основам наук. Теперь, когда дикие орды людоеда Гитлера отброшены далеко на запад, наша советская молодежь… может вновь продолжить начатую учёбу в школах». (1)         Заведующим РОНО был назначен Пресленев Александр Николаевич. Он родился 5 августа 1903 г., трудовую деятельность в школе начал 1 сентября 1926 г., имея среднее образование. В 1931 году поступил в пединститут. По архивным данным до назначения зав. РОНО Александр Николаевич работал   народным судьей.         Школы в спешном порядке ремонтировались, снабжались топливом, из них выселяли эвакуированных. Была очищена 1-я Советская школа, которую немцы превратили в конюшню. Без промедления собирались учебники, уцелевшие книги. В лютый мороз учителя, полураздетые и полуголодные, старались делать всё, чтобы оборудовать классные помещения для уроков.       Вскоре открылись первые школы. Вначале в классах было по несколько учеников, но к весне 1942 г. классы стали пополняться. Занятия проходили в холодных помещениях. Посреди класса ставили печку, сделанную из бочки, металлические трубы от неё выводились в окна. Лица были черны от копоти. Писали ученики на любой попавшейся бумаге и газетах карандашами, тетрадей было очень мало.          Летом 1942 года и 1943 года учителей направляли на трудовой фронт - в лесу заготавливали дрова для школ и нужд города. Эта нелёгкая работа также ложилась на плечи женщин.         Многие из тех, кто были призваны на фронт, не вернулись домой, отдали жизнь за Родину. Среди них, только из числа педагогов школы № 8, директор Дмитриев, учителя Косарев, Карпов и Ткаченко. С 1934 года по 1937 год в Наро-Фоминской школе № 6 работал учителем начальных классов Бондаревский Борис Евгеньевич. Его отец, Бондаревский Евгений Александрович, старший бухгалтер на Наро-Фоминской прядильно-ткацкой фабрике, и мать Степанида Артемьевна, домохозяйка, вырастили и воспитали семерых детей, пятеро из которых были педагогами. Клавдия - учительствовала в школе №3, Елизавета - в школе №5, Антонина - в школе № 7, Александра -  дошкольный воспитатель. Борис был самым младшим из детей. В 1931 году он окончил семилетку, поступил в ФЗУ, затем был направлен на учительские курсы в г. Калугу. Свой первый учительский опыт приобрёл в школе №6 (ранее она размещалась в парке им. Воровского). Борис Евгеньевич в 1936 году был награждён грамотой Наро-Фоминского РОНО и Районного Комитета союза учителей начальных и средних школ Московской области с присвоением звания ударника «за подлинно самоотверженное участие и проявленный энтузиазм в социалистическом соревновании и ударничестве по… улучшению качества учебно-воспитательной работы». В 1941 году он был призван на фронт, откуда присылал матери трогательные письма. В ноябре 1943 года родные получили извещение о том, что «гвардии лейтенант Бондаревский Борис Евгеньевич убит 6 сентября 1943 года в боях за Социалистическую Родину, верный воинской присяге». Матери вручили Орден Отечественной войны 1 степени, которым он был награждён. (2)     Документы Бориса Евгеньевича предоставила архиву его племянница, дочь Елизаветы Евгеньевны - Степаненко Елена Андреевна. Она тоже посвятила свою жизнь педагогической работе. Сегодня многие в городе знают Елену Андреевну как замечательного человека с поэтической душой, с удовольствием читают её стихи. Одно из особенно трогательных стихотворений она посвятила своему отцу - Зобову Андрею Федоровичу, который не вернулся с фронта, пропал без вести. Война жестоким катком прошлась по судьбам людей. Вместе с фронтовыми похоронками в дома приходило горе. Тяжко пришлось тем, кто оставался на оккупированной территории. Они совершали подвиги не только трудовые, но и нравственные - спасали жизни других ценой собственной.  Один из драматических эпизодов - расстрел учительницы Богородской неполной средней школы Булычевой Александры Владимировны (на тот момент Богородское относилось к Верейскому району). В помещении школы вместе с беженцами скрывались и красноармейцы. Кто-то донёс фашистам, что учительница их скрывает. К школе прибыл карательный отряд. 19 ноября 1941г. Александру Владимировну казнили. Её отвели от школы метров на 150 и застрелили. На двери школы повесили афишу о том, что учительницу расстреляли за сокрытие красноармейцев (об этом был составлен акт от 23.02 1942 г., копия которого хранится в архиве). (3)            Учителя остались верны тем идеалам, к которым призывали своих учеников: любовь к Родине, самоотверженность, готовность помочь ближнему, честность и трудолюбие.                                                            Наталья Хорошева                                                         Сотрудник архива   Наро-Фоминский архив. Ф.71. Оп.1. Д.4. Л.2 По материалам из домашнего архива Степаненко Е.А. По документам ЦГАМО    

далее

PDF 471 КБ Просмотров: 128 Дата публикации: 27.08.2020

Очерк к 55-летию улицы Курзенкова

К 55-летию улицы Курзенкова              От железнодорожного вокзала до Володарского поворота была... в нашем городе улица Вокзальная. В 1965 году её переименовали в улицу Героя Советского Союза Александра Курзенкова, командира авиационного звена разведывательной авиации (ВВС Балтийского флота) (Решение исполкома Наро-Фоминского горсовета № 665 от 19.08.1965 г.)[1]             В годы Великой Отечественной войны к сентябрю 1943 года Александр Курзенков совершил 203 боевых вылета на бомбардировку кораблей и других объектов врага, на дальнюю разведку. Участвовал в 13 воздушных боях, повредил сторожевой корабль и канонерскую лодку. 22 января 1944 года Александру Георгиевичу Курзенкову присвоено звание Героя Советского Союза. Кроме этого, он был награждён орденом Ленина и 4-мя орденами Красного Знамени, медалями. 8 мая 1945 года, после выполнения боевого задания по разведке вражеского конвоя, за 3 часа до окончания войны был сбит вражеским истребителем.          «Учитывая пожелания жителей города, ветеранов Великой Отечественной войны, профсоюзных, общественных и иных организаций города по увековечиванию памяти погибшего в годы Великой Отечетсвенной войны за свободу и независимость Родины земляка - лётчика, Героя Советского Союза А. Курзенкова»[2] в 1965 году улицу Вокзальную переименовали в улицу А. Курзенкова.  Нарофоминцам хорошо известен и брат Александра - Сергей Курзенков. К марту 1943 года он совершил 209 боевых вылетов, в воздушных боях уничтожил 9 вражеских самолетов и повредил 4 самолёта противника. Был помощником командира истребительного авиационного полка. 24 июля 1943 года ему было присвоено звание Героя Советского Союза. Службу в авиации продолжал до 1950 года, после увольнения в запас жил в Москве, был членом Союза журналистов и членом Союза писателей СССР. [3]   Наталья Хорошева Сотрудник архива 1,2 Наро-Фоминский архив. Ф.82.Оп.1.Д.238. Л.85   [3] По материалам Наро-Фоминского Совета ветеранов  

далее

PDF 60 КБ Просмотров: 120 Дата публикации: 18.08.2020

Очерк к 180-летию Наро-Фоминской прядильно-ткацкой фабрики. «Эмиль Циндель и КО»

Консультации граждан по архивным вопросам каждый второй понедельник месяца  с 10.00 до 12.00, т. 8... (496) 343-71-60 https://nfreg.ru/documents/ocherk-k-180-letiyu-naro-fominskoj-pryadilno-tkatskoj-fabriki-emil-tsindel-i-ko/

далее

Просмотров: 100 Дата публикации: 27.07.2020

Выставка одного документа

История в архивах. Верейский край в годы войны. Восстановление. «От оккупации пострадало всё наше... хозяйство» - это фраза из протокола заседания 10-й сессии исполкома Верейского райсовета депутатов трудящихся от 10.02.1942 г. Предлагаем Вашему вниманию ознакомиться с полным текстом этого уникального документа. В нём отражены все трудности периода восстановления народного хозяйства после освобождения Верейского района от фашистов.  

далее

Просмотров: 91 Дата публикации: 20.07.2020

Виртуальная выставка «Отчизны лучшие сыны. К 95-летию Леонида Михайловича Пименова- Почётного гражданина г. Наро-Фоминска»

Отчизны лучшие сыны. К 95-летию Пименова Леонида Михайловича.   К 75-летию Победы и к 95-летию... участника Великой Отечественной войны Пименова Леонида Михайловича - Почётного гражданина г. Наро-Фоминска, основателя поискового движения в Наро-Фоминском районе архив подготовил виртуальную фотодокументальную выставку. В ней представлены документы МБУ «Архив Наро-Фоминского городского округа» (решение о присвоении звания Почётный гражданин Наро-Фоминска, копия актовой записи о рождении Пименова Л.М.), а также документы и фотографии из личного архива его внука - Анатолия Пименова.  

далее

PDF 8 МБ Просмотров: 70 Дата публикации: 14.07.2020